+7 (812) 33-33-121
Mail
Youtube

QR-код

Цифровизация горных предприятий. Для чего необходимы APS – системы?

14 February 2022
Уровень конкурентоспособности горного предприятия определяется производительностью и эксплуатационным превосходством. Давайте вместе с нашим экспертом, Симониным Павлом Владимировичем, поговорим о данных показателях и попробуем разобраться, как наиболее эффективно выстраивать стратегию цифрового развития рудника.
– Что такое эксплуатационное превосходство? Почему о нем говорят всё чаще?

– Эксплуатационное превосходство – это эффективное функционирование организации, превосходное выполнение ее операций. В действительности этот термин полюбился многим руководителям потому, что с его помощью можно описать целый спектр показателей. Попробуем применить термины производительность и эксплуатационное превосходство к отрасли горной промышленности.

Не секрет, что все открытия в области системы разработки, порядка и параметров отработки полезного ископаемого были сделаны ещё в прошлом столетии. Сейчас не составляет большого труда ознакомиться с ними и использовать при проектировании. Реальность такова, что можно взять за основу как целиком систему разработки, так составлять по своему усмотрению комбинации элементов нескольких различных систем и для выбора наиболее экономически целесообразной.

– Вместе с тем мы видим, как развивается машиностроение. Горные компании все больше используют для разработок месторождений технические средства. Как это помогает улучшить показатели?

– Вы правильно отметили, что с годами улучшается техническое оснащение рудников, обогатительных предприятий. Производители горнотехнического оборудования выпускают широкую линейку машин и механизмов: от ставших уже нормативными горнопроходческих и горнотранспортных агрегатов до продвинутых аппаратов с элементами роботизации практически всех технологических процессов. Когда приезжаешь на некоторые российские горные предприятия, то поражаешься уровню их оснащения.

– Где присутствует большое количество техники, там, конечно же, и встает вопрос автоматизации и контроля. Что можно сделать с помощью технических средств на таких сложных объектах?

– Вы знаете, что цифровой рудник – это уже не красивый лозунг и мечта, а неизбежно наступающая реальность. Технологические процессы на всех этапах добычи в горном деле имеют циклический характер, что дает неограниченную возможность для автоматизации как всего процесса (Например: откатка горной массы из пункта А в пункт Б), так и отдельных его элементов (Например автоматизированное крепление или заряжание).

Автоматизация технологических процессов невозможна без создания единой высокоскоростной инфраструктуры передачи данных. Интернет в подземных и открытых условиях разработки месторождений становится новой нормой.

– Каковы перспективы развития цифровой инфраструктуры на предприятиях горного комплекса?

– Многие отечественные горнодобывающие предприятия успешно нарастили техническую часть. Кто-то пока находится находятся на этапе опытной эксплуатации систем автоматизации и только начинает объединять разрозненные технологические операции в единую цифровую среду. Активно внедряются системы диспетчеризации горных работ, когда принимаемая диспетчерами горных предприятий информация непрерывно в режиме реального времени поступает от каждой единицы стационарного и самоходного оборудования. Эти данные становятся основой для управленческих решений.

Но уже есть те, кто пошёл дальше и внедряет инновационные решения, соединяющие административные задачи с реальным производством. Так, самые крупные отечественные предприятия переводят в «цифру» корпоративные процессы и отчетность посредством платформ типа ERP и систем управления производством (MES). Эти системы прекрасно могут взаимодействовать между собой посредством шин данных, что позволяет пользователям получать необходимую информацию из единого, достоверного и прозрачного источника.

– То, что вы рассказываете, захватывает дух. Отсюда, возникает вопрос, как это все внедрить, соединить и заставить работать на результат?

– Действительно, на данный момент созданы все условия, когда цифровые технологии могут открыть новые пути управления производственным процессом и способствовать повышению производительности. Но для того, чтобы инвестиции в современные технологии приносили прибыль, недостаточно лишь внедрить и обеспечить их работу на предприятии, нужно обеспечить их совместную работу и взаимодействие.

Необходимы платформы, способные работать с оборудованием другой системы напрямую или с использованием его в открытом, функционально-совместимом цифровом рабочем процессе. Вырастает необходимость обеспечить совместимость с технологиями сторонних поставщиков, в том числе с производственными системами диспетчеризации и сбора данных, системами управления парком техники, управления процессами, контроля за местоположением техники и персонала, обнаружения объектов и персонала.

Полностью интегрированное горнодобывающее предприятие имеет возможность достичь максимальной ценности за счет эффективного планирования и высокой производительности работ.

– Как вы уже отметили, каждое предприятие на этапе глубокой цифровой трансформации сталкивалось с тем, чтобы обеспечить совместимость систем. Это и неудивительно: процесс автоматизации редко бывает одномоментным действием. Обычно системы выстраиваются годами, появляются под конкретные потребности. И когда приходит пора их объединять в единое поле, оказывается, что на предприятии «зоопарк» из систем автоматизации. Как же достичь единой инфраструктуры?

– Многие производители программного обеспечения, понимая потребности и запросы рынка, дополнили свои продукты APS – системами (APS (сокр. от англ. Advanced Planning & Scheduling — усовершенствованное планирование). Если вникнуть в суть, то это программное обеспечение для производственного планирования, главной особенностью которого является возможность из множества планов в каждом технологическом процессе построить единый план работы в рамках всего предприятия.

На что следует обратить внимание при выборе программного продукта планирования:

  • Решение должно основываться на пространственной интегрированной платформе, которая позволяет объединять разрозненные данные, предоставляя единый и доступный источник данных для горных, геологических и производственных данных.
  • Иметь мощные графические интерфейсы, позволяющие работать как с 3D так и 2D моделями геологических, маркшейдерских и проектируемых данных, поддерживающие функции позиционирования самоходного оборудования.
  • Платформа должна поддерживать сквозные процессы моделирования, планирования и управления, использовать функции параметрического проектирования.
  • Позволять создавать единый комплексный план всех технологических процессов, учитывая наличие ресурсов, технико-эксплуатационные показатели оборудования, регламентные расписания и ограничения на всех горизонтах планирования от стратегического до операционного.
  • Проводить план-фактный анализ, ведь важно не только научиться создавать идеальные планы, а еще и научиться контролировать и выполнять их.
  • Иметь встроенные функции построения различных сценарных условий планирования, учитывающих ситуацию на рынках сбыта добываемого полезного ископаемого.
  • Платформенное решение должно позволять управлять технологическими процессами внутри смены в случае отклонений от намеченных направлений или форс-мажорных ситуаций.
– Какой же эффект можно получить, если внедрить подобного рода программный продукт?

– Большим преимуществом систем комплексного планирования и контроля является прогнозирование и возможность управления техническими и экономическими рисками, что приводит к максимальной финансовой эффективности работы предприятия.

Сейчас многие говорят о ещё более глубокой цифровой трансформации процессов, создании безлюдного рудника. Только важно учесть, что именно этот этап цифровизации должен предшествовать созданию цифрового двойника как отдельных ресурсов, процессов, так и горного предприятия в целом.

Следует приготовиться к тому, что внедрение займет достаточно времени. Ещё одним «побочным эффектом» является то, что могут существенно измениться некоторые бизнес-процессы в компании, влекущие за собой и трансформацию организационной структуры горного предприятия.

– Может тогда лучше ничего не трогать и оставить всё как есть?

– Это большое заблуждение, вызванное страхом потерять существующее в ущерб лучшему. Практика показывает, что на предприятиях, где планирование осуществляется с помощью разрозненных систем, исполнимость направлений ведения горных работ по выработкам на месячном горизонте составляет чуть больше 50 процентов. На предприятиях, где созданы отделы планирования и само планирование сформировано в отдельный бизнес-процесс, прошивающий красной нитью все бизнес-процессы горного подразделения, исполнимость направлений доходит до 80–85 процентов. А там, где планирование соединяется с контролем и управлением горными работами и созданы операционные центры исполнимость направлений достигает 95–98 процентов.

При достижении подобных результатов уже не приходится гадать, на каком этапе будут находиться горные работы на любых периодах времени. Процесс планирования носит сквозной характер, через среднесрочные и краткосрочные планы соединяющий стратегический план с нарядом на смену.